Варианты приема платежей на сайте

.

Интеграция по отдельности – не наш путь
Итак, мы уже разобрались, что платежных инструментов в России огромное количество, наиболее популярные – это пластиковые карты, электронные деньги (WebMoney, «Яндекс. Деньги»), платежные терминалы (Qiwi), интернет-банкинг («Альфа-клик»), системы мгновенных переводов (в кассе МТС, в кассе «Связного»), оплата со счета мобильного телефона. Это лишь немногие из возможных вариантов оплаты (тех же терминалов существует несколько десятков), и вам нужно предоставить клиенту максимальную возможность выбора из этого разнообразия.
Вариант «в лоб»: интегрировать каждую платежную систему отдельно, но это сложный и нецелесообразный вариант.

В данной ситуации вы столкнетесь с необходимостью разработки программного интерфейса для каждой платежной системы и решения множества юридических вопросов. Например, для подключения WebMoney необходимо открыть счет, получить персональный аттестат (а это стоит денег), отправить запрос на подключение интернет-магазина, дождаться ответа и только потом реализовывать программный интерфейс. Сложно? А теперь представьте, что вам предстоит проделать подобную (ну или чуть попроще) операцию для каждой платежной системы. Миссия невыполнима. Максимум, что я видел в таких случаях, – это подключение трех-четырех платежных систем, которые явно не охватывают интересы всех покупателей.
Мерчанты – вот наш путь
Что же делать? Ответ – мерчанты. В широком понимании мерчант – это категория сервисов и услуг, предназначенных для использования в бизнесе. Однако наиболее часто в роли мерчантов выступают сервисы, позволяющие организовать прием платежей на сайте. Поэтому я под мерчантами буду подразумевать именно их. Причем я буду вести речь о мерчантах, которые позволяют организовать прием платежей сразу от множества платежных систем, именно такие сервисы на сегодняшний день – наиболее приемлемое решение в условиях российского рынка.
По сути, мерчанты берут всю работу по интеграции и поддержке работоспособности платежных интерфейсов на себя. Вам нужно лишь создать интерфейс для работы с самим мерчантом. Причем в большинстве движков данные интерфейсы уже реализованы, вам остается их лишь настроить.
Естественно, что за свои услуги мерчанты берут деньги, в среднем 3–5 % от всех поступающих платежей. Это не так уж и мало (хотя тот же PayPal на Западе берет 4 %, что также весьма существенно). Но ничто не мешает вам заложить данный процент в цену товара. Либо перекладывать эту комиссию на клиента при оплате. Хотя второй вариант использовать очень нежелательно, так как 3–5 % в цене клиент не заметит, а если вы явно будете заставлять его платить вместо 1000 рублей 1050, то это может вызвать недовольство и отказ от заказа.
Как охватить максимальное количество платежных систем
Все это была теория. Как же дело обстоит на практике, каких мерчантов выбрать, чтобы охватить наибольшее количество платежных систем? Я опять же не буду описывать все существующие мерчанты, а остановлюсь на двух из них, по следующим причинам:
1. Они наиболее крупные и известные в России, к ним уже есть немалый уровень доверия среди пользователей Интернета.
2. Позволяют охватить рынок платежных систем практически на 100 %.
3. Ввиду своей популярности они уже интегрированы практически во все движки, а их интерфейс многократно дорабатывался и является интуитивно понятным для клиента.
Первый из них – это «Робокасса» (robokassa.ru):
✓ комиссия 5 %;
✓ возможность подключения для физических лиц;
✓ широкий спектр платежных инструментов, а также наиболее полный охват электронных валют («Яндекс. Деньги», WebMoney, «Деньги Mail» и т. д.);
✓ относительно быстрый взаиморасчет (перевод средств осуществляется в течение одного-двух дней);
✓ при наличии персонального аттестата WebMoney можно получать деньги сразу на ваш кошелек непосредственно после оплаты;
✓ достаточно долгое решение вопросов (можно ждать ответ по нескольку дней), причем в течение этого времени у вас может быть заблокирован вывод средств (бюрократия есть везде);
✓ возможность подключить на один аккаунт не более одного магазина.
Второй – RBK Money (rbkmoney.ru):
✓ комиссия 3,9 %;
✓ наиболее удобный мерчант для организации приема платежей по пластиковым картам;
✓ широкий охват систем денежных переводов («Контакт», «Почта России») и т. д.;
✓ заключение договоров только с ИП или юридическими лицами;
✓ долгий срок вывода денег – три-семь дней.
Банковский перевод
Поскольку отсталость в электронных платежах у нас является большой проблемой, то наиболее доступным способом оплаты для некоторых все еще является банковский перевод, тут уже мерчанты не помогут. Хотя тот же RBK Money позволяет оплатить и банковским переводом (на свои счета), это крайне неудобно для клиента. При наличии ИП или юридического лица выносите банковский перевод на ваш расчетный счет отдельным способом оплаты (собственно данный вид оплаты также есть в современных движках, вам нужно лишь забить в конфигурацию реквизиты своего счета).
При получении банковских платежей следует учесть несколько моментов:
1. Платеж может идти от одного до пяти дней (особенно из «Сбербанка»).
2. Платеж может не дойти вообще (опять же в основном из «Сбербанка»). Причин этому может быть много: от ошибки оператора в написании получателя платежа до обычного разгильдяйства (у нас был случай, когда оператор в «Сбербанке» приняла платеж от клиента, но забыла его в итоге отправить). Поэтому не полагайтесь на сканы квитанций от клиентов, а всегда ждите поступления средств.